Часть свободного пространства или целая стена из фото – это оригинальный способ разнообразить обстановку в помещении. Практически любой результат будет неповторимым, подчеркивать индивидуальность жильцов. Способов оформления комнаты с помощью снимков множество, но существует ряд общих правил, рекомендаций, концепций.
Несколько слов о законах гармонии
В эстетическом понимании гармония – это единство, согласованность различных объектов, которые между собой связаны какой-либо закономерностью. Дизайнеры несколько упрощают понятие до двух возможных решений относительно отдельных элементов. Они должны либо сочетаться с интерьером, либо выделяться на фоне окружающих предметов, акцентировать на себе внимание.
Среди рекомендаций по гармоничному оформлению стен фотографиями чаще уделяется внимание таким моментам:
- независимо от количества кадров “панно” должно быть в единой тематике;
- материалы используемые для оформления фото нужно сочетать по тому или иному признаку с отделкой стен, мебелью либо иными “крупными” объектами в помещении (цвет, текстура, состав и прочее);
- в целом декоративное оформление лучше организовывать симметрично;
- место расположения кадров выбирается в соответствии с их назначением/содержанием (портреты в классе выше, кабинете – на роста взрослого человека, реже домашние фото крепятся к стене на высоте сидящего “смотрителя”);
- сюжет необходимо подбирать в соответствии с типом помещения или назначением украшаемой зоны.
Про симметричность и асимметрию дизайнеры выделяют несколько характерных им свойств:
Симметрия | Асимметрия |
Прибавляет организованности | Указывает на творческих жильцов |
Объединяет отдельные зоны | Смягчает строгость интерьера |
Создает акцент на конкретном месте | Отвлекает внимание от обстановки |
Выражает индивидуальность | Устраняет разобщенность зон |
Относительно последнего пункта стоит отталкиваться от функциональной нагрузки, содержания фотографий. Например, эмоциональные кадры не стоит размещать в зоне отдыха и работы, так как они не располагают к релаксации или концентрации внимания. Напротив, в кухне, игровой комнате или тренажерном зале логичным будет расположение энергичных сюжетов и ярких красок.
Как правильно скомпоновать фотографии
В жилом помещении удобнее рассматривать фото, если они расположены на открытой стене примерно на уровне глаз. Неудобно рассматривать изображения, когда приходится задирать голову либо сильно наклоняться. Кроме высоты важны и другие моменты. Так, условно можно выделить правила:
- Количество кадров.
Повесить на стене можно как одну крупную фотографию, так несколько разного размера снимков. Здесь ограничиваться по выбору необязательно. Однако, скомпоновать все элементы нужно так, чтобы складывалась четкая геометрия с симметричными относительно центра отступам. Традиционно формируются квадрат, прямоугольник или круг, овал.
- Диагональ.
Вдоль лестничного пролета, как правило, навешиваются кадры не по горизонтальной/вертикальной оси, а по диагонали (линия повторяет угол подъема по ступеням). Если смотреть на декор, то он должен быть оформлен параллельно не только лестнице, но и ровной площадки. Так человеку не придется задирать голову или приседать для просмотра крайних снимков. Другой вариант – ограничить “панно” отрезками вдоль ступенек.
- Края общего декора.
Независимо от размеров и геометрии отдельных фото на стене, их наружные края должны формировать ту или иную геометрическую фигуру в целом. Так, если применяются классические прямоугольные фото, то их наружные кромки нужно выравнивать по одной линии. Это самый простой пример на фоне криволинейных форм.
- Полки.
Если речь идет о малоформатных снимках, то их можно расположить на узких полках. Тогда кадры нужно вставлять в стоячие рамки. При этом высота и ширина отдельных фото могут различаться. Здесь необязательно создавать геометрические формы.
Группировать фотографии на стене можно тремя способами:
- Горизонтальная линия актуальна для относительно крупных фото, которые будут визуально заполнять пустое пространство на стене.
- Вертикаль хорошо подходит для помещений с высокими потолками.
- Геометрические формы создавать рекомендуется с выделением центрального снимка. Он может быть ключевой идеей общего “панно” либо просто находиться в центральной точке, от которой в разные стороны расходятся “лучевые” кадры.
Среди безусловных правил выделяется расположение более крупных элементов композиции выше, а мелких – на уровне 1,5 метров от пола. Место для фотографий выбирается видимое, но защищенное от вероятных ударов или загрязнения. Между отдельными кадрами выдерживается отступ от 3 см, чтобы они не сливались визуально. Последнее не касается коллажей. Однако, и здесь соблюдаются разделения чаще в виде пустот между фото.
6 примеров общих схем с разноформатными снимками
От стандартного размещения одноформатных фотографий в линию подобно школьной галереи знаменитых личностей отказывается фактически каждый владелец пустой стены. Даже если выбрать горизонтальное расположение, можно подойти к делу творчески. Вертикальная схема прорабатывается по аналогии. Например:
- разместить снимки ориентируясь на центральную ось или верхний/нижний край;
- распределить фотографии рядами чередуя от потолка крупные кадры с меньшими.
По наклонной вдоль лестницы стоит комбинировать разного размера фото равномерно. То есть большие и маленькие снимки должны быть расположены минимум в начале, середине и в конце настенного декора. Если по той или иной причине какой-то формат будет представлен в единственном типоразмере, то его нужно гармонично вписать в общую картину. Лучшим вариантов, как правило, оказывается центр. В остальном – по аналогии с горизонтальной линией соблюдается визуальная либо четкая прямая расстановка.
Среди закономерных схем можно выделить три типовых:
- Квадрат или прямоугольник.
Здесь соблюдается строгая геометрия по наружным кромкам декора. Точность также касается расстояния между отдельными снимками. Если это одинаковые по размеру кадры, то отступы идентичны. Разные форматы так разместить на стене можно, если подгонять готовые снимки под точные размеры. Многие упрощают себе задачу путем соблюдения симметрии относительно швов и самих фото.
- Дуга.
Это может быть сектор и половина круга/овала. Количество линий выбирается индивидуально. Главное здесь – центральный акцент. В его роли выступают крупный снимок, настенные часы, полка с трофеями, зеркало и прочее.
- Золотое сечение.
Это гармоничное размещение снимков по плоскости, схема которого больше напоминает раковину улитки. То есть в центре находится крупный кадр, от него по дуге отходит прямая с равномерно уменьшенными элементами. При этом по правилу золотого сечения должно соблюдаться соотношение рядом находящихся единиц: 1 к 1,618 или 38% и 62%. Технически создание такого декора потребует много времени и внимания, так как нужно все вычислить и подготовить, потом правильно разместить.
Для любителей нестандартных решений интересным будет вариант формы декора со смысловой нагрузкой. Например, для романтической коллекции часто выбирается схема “Сердце”, а для снимков с домашним питомцем – его образ (собака, кошка, хомяк).
Альтернативным перечисленным вариантом является хаос. Здесь может быть нарушена геометрия, расстояние между снимками различаться. Многие к фотографиям добавляют прочие декоративные элементы. Главное – соблюдать гармонию, придерживаться единой сюжетной линии.
Самостоятельное изготовление коллажей для стен
Коллаж – это декоративное полотно, собранное из отдельно взятых вырезанных элементов. Допускается разнообразие фото по цвету, форме, структуре, материалу. Для такой методики украшения стен также характерны:
- В одной рамке фотоколлаж обязательно создается в единой тематике. Задается она надписью, контрастным снимком, предметом интерьера, общим образом декора (по аналогии со схемой “домашние животные”).
- Фото необязательно подбирать в одной тональности, с идентичным содержанием. Общую картину рекомендуется дополнять фотографиями в отличном от большинства исполнении. Они могут выделяться размерами “кадра в кадре”, эффектом (цветной, черно-белый, ретро), сюжетом (природа, архитектура, люди).
- Геометрия декора может быть произвольной и строгой. Коллаж можно собрать отдельно либо с его помощью выделить акценты на стенах (угол, рисунок на обоях, линии вдоль предметов мебели либо уже навешанных предметов: часы, цветы, полки).
Декор представляет собой по сути мозаику или пазл. Здесь допускается накладывание элементов друг на друга, сплошное исполнение и с пустотами. Общая картина оригинально смотрится в единой рамке или без нее, со множеством отдельных контуров. Последний вариант на усмотрение мастера изготавливается из одинакового материала или разного.
Коллажи с 3D-эффектом
Декор с использованием фотографий необязательно изготавливать в единой плоскости. Оригинальным дополнением к картине является фактурный элемент. Самый яркий пример такого подхода – семейное древо. Здесь вместо листвы на ветках “растут” снимки с членами семьи. Ствол с ответвлениями по желанию выбирается нарисованным, созданным из имитирующих текстуру материалов.
Вместо дерева на стене можно оформить родственные связи в виде геометрически строгой или паутиноподобной схемы. В качестве линий выступают нарисованные отрезки, наклеенные бамбуковые заготовки, канат, бусины. Красиво и более выразительно картина будет выглядеть, если использовать “связки” из разного материала по фактуре, материалу или цвету.
В технике коллаж с 3D-эффектом часто оформляются календари и часы. Первые, например, основаны на датах рождения членов семьи или истории одного человека. Вторые собираются из 12 объединенных одной темой кадров. Это могут быть:
- возраст ребенка со снимками от 1 до 12 лет (от рождения до 11 лет);
- месяцы с сюжетами для садоводов, метеорологов, наблюдателей за природой (можно развить замену цифрам кадрами из поездок, снимками родившихся в том или ином месяце);
- астрологические знаки по месяцам или годам (также можно их дополнить фото с друзьями или членами семьи).
С помощью объемного коллажа интересными выглядят надписи, рисунки, таблицы. Например, так можно оформить историю свадьбы или жизни, алфавит для ребенка, поздравление-подарок. Такой декор можно дополнять объединяющими цифрами, буквами и прочими контрастными элементами. Они должны выделяться на общем фоне, но не перекрывать изображение.
Техника позволяет реализовать самые разные идеи. Главное – соблюдать принципы компоновки, гармонию. Картина должна хорошо вписываться в дизайн оформления комнаты в целом.
Рамки с фотографиями для создания настенного декора
Стоит отметить, что для фотографий свойственно выгорать на солнце. Если с этим справиться не сложно путем затенения стены, то с загрязнениями бороться сложнее. Для защиты снимков стоит помещать их за стеклом или прозрачным оргстеклом. Они могут быть дополнены пленочным покрытием, которое препятствует проникновению УФ-лучей. Так предотвращается выцветание красок.
Чтобы снимки не сливались между собой, декор не “терялся” на общем фоне окружающих предметов, фотографии или коллаж обрамляются рамками. Они делают картины более выразительными и заметными в интерьере. Допускается комбинирование размеров и цвета, но не рекомендуется в пределах одного коллажа смешивать фактуру и составы. Можно разнообразить контур вклейками из цветов, бисера, камешков, морских ракушек, ажурных и прочих элементов.
В качестве материала для окантовки могут быть использованы такие решения:
- Дерево.
Традиционный для фоторамки материал хорошо гармонирует со многими рядом находящимися предметами и дизайном помещения в целом. Деревянные планки могут быть прямыми в строгом исполнении, фактурными (с поверхностной либо сквозной резьбой). Их можно покрыть бесцветным лаком или полностью перекрыть текстуру плотной краской. Если нужно придать рамкам оригинальный вид, то можно прибегнуть к следующему:
- для состаривания комбинируются цвета, формируются потертости;
- для классики и ретро добавляются позолота, серебро или бронза;
- для винтажного стиля и прованса лучше подходят поблекшие со временем цвета (искусственно создать подобное можно с помощью акварельных красок).
Самостоятельно изготовить рамки несложно. Трудности могут возникнуть только в процессе подгонки и скрепления углов. В остальном – достаточно вооружиться наждачкой, кистями и лакокрасочными материалами.
- Полимерные материалы.
Сегодня в строительных магазинах можно найти различные багеты, молдинги и галтели углового и настенного типа. Они изготавливаются из полихлорвинила, пенополиуретана и пенополистирола различной плотности. Можно выбрать фактуру, образцы под покраску или с готовыми рисунками.
Такие заготовки легко поддаются обработке. Для резки используется канцелярский нож, для окрашивания водоэмульсионные составы. Чаще для фоторамок используются настенные виды молдингов с одной монтажной плоскостью. В качестве клея применяются водорастворимые монтажные гвозди.
- Металл.
Здесь лучше использовать алюминий, медь и нержавеющую сталь. Эти материалы не нуждаются в дополнительной защите противокоррозионными составами. А также для них характерны малый вес, внешний вид без окрашивания. Металлическое обрамление хорошо смотрится на винтажных фотографиях, черно-белых кадрах.
Нестандартные решения для фотодекора
Готовые и самодельные рамки из традиционных материалов – это не предел фантазий. В качестве альтернативных вариантов часто практикуется использование каната, бечевки, декоративных лент и шнуров. Их можно применять не только для обрамления коллажа, но и для навешивания композиций или отдельных снимков.
Кроме нитяных вариантов для крепления фото к стене практикуются такие варианты:
- классические металлические пластины с отверстием (скрытый монтаж);
- скрепки и бельевые/декоративные прищепки (в качестве опорной основы могут применяться натянутая бечева, гирлянда, проволока);
- зацепы (основанием может быть нить, планка или ответная пластина).
Оригинально смотрятся цепи, ветви или части корневой системы дерева. Полки можно изготавливать не только из ровных площадок. Их можно изготовить из широкого углового молдинга. Если в настенных аналогах аккуратно прорезать пазы, то можно неоднократно менять вставленные кадры (правда высота у них должна быть одинаковой).
Если нужно оформить свободный угол, то оригинальным будет навешивание фотографий на нитях или тонких цепочках. Их можно закрепить на потолке (подвесы имеют разную длину). Интересным вариантом является дерево с ветвями в качестве основы для подвешивания снимков. Дополнить картину можно декоративными фигурками птиц и животных, дуплом или миниатюрными полками под фоторамки, иные предметы интерьера.
Заключение
Посредством фотографий несложно украсить стены в любом помещении, в разных масштабах. Главное – соблюсти гармонию, грамотно выбрать схему компоновки, создать единую сюжетную линию. Угол, отдельный участок или целиком стена могут быть дополнены не только снимками, но оригинальными рамками и основой для них. С помощью фото также можно оформить часы, обучающий алфавит, семейное древо, праздничную обстановку с целью временного либо постоянного пользования.